Китайская вышивка шелком по шелку

Китайская вышивка относится к числу основных ремесел, которыми знаменита эта страна. Мастера из провинции Сучжоу вывели это занятие на уровень настоящего искусства, внедряя сложные в исполнении техники и многодетальные узоры.

В качестве основы они используют тонкое полупрозрачное шелковое полотно.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Где купить
Статья

Искусство китайской вышивки шелком по шелку

История развития ремесла в Китае начинается примерно за тысячу лет до нашей эры. Первоначально оно было прерогативой верхушки общества, но со временем вышивкой стали заниматься и другие слои населения. Использовались основа и нити из хлопка, шелка, шерсти. Для разных местностей были характерны специфичные композиции и узоры.

Вышивка по шелку с применением большого числа нитей (сотня и более) требует особенно высокого уровня мастерства и является наиболее дорогостоящей. Она появилась в провинции Сучжоу. Сейчас там действует институт, обучающий этому искусству, задействуя техники, выдержавшие проверку сотнями и тысячами лет. Для работы используются нити из натурального шелка, подвергаемые ручному крашению целенаправленно под конкретную картину. В ХХ веке в полотна китайских мастеров стали вводиться сюжеты и образы, характерные для западной цивилизации. На создание одной работы может уходить несколько месяцев или даже лет.

Хотели бы вы попробовать вышивку шелком?
ДаНет

Китайская вышивка гладью может хорошо передавать игру света, что связано со способностью нескрученной нити преломлять лучи. Часто встречаются работы, имитирующие явление люминесценции. Особенно высокий уровень техники требуется для создания полотен с эффектом трехмерного изображения, достигаемого плотным прилеганием элементов друг к другу. Подобные методы хорошо подходят для запечатления таких «трудных» явлений, как пушистость животного и рябь на поверхности водоема.

Еще одно примечательное направление в вышивке – картина с двумя сторонами. На лицевой стороне такого полотна зритель видит, к примеру, витиеватый растительный узор, на изнаночной – птиц или черепах. Нитки, формирующие два рисунка, перекрываются, и при взгляде на один из них невозможно предположить, что из себя будет представлять второй. Обе стороны воспринимаются, как лицевые. Мастера, владеющие этой техникой, умеют очень искусно маскировать узлы.

В отличие от односторонних работ, такие произведения искусства не вешают на стену. Картина может быть вмонтирована в рамку из стекла и размещена вертикально, чтобы для обзора были доступны обе стороны. Используемые для создания узоров нитки не склонны к выцветанию: сочность цветов сохраняется десятками лет. В семье такие работы переходят по наследству.

Изображаемые на картинах живые существа и растения традиционно наделены символическими значениями. Например, черепаха обозначает вечность, поэтому это животное или узор на его панцире переносили на вышивку, надеясь обрести долголетие. Подобным смыслом наделяли и изображения бамбуковых стеблей и журавлей.  Это связано с большой продолжительностью их жизни. Бамбук также считается символом силы, жизненной стойкости, здоровья. Распространение капитализма в китайском обществе привело к появлению растений, ассоциирующихся с урожайностью, богатством и славой. Сюда относятся гранатовые плоды, сосна, пион. Утки-мандаринки стали символизировать любовь.

Помимо растений и животных, в вышитых орнаментах есть ряд распространенных образов, связанных с силами природы и окружающей средой. К примеру, огонь ассоциируется с остроумием, а гора – с центром вселенной. Помещенные в круг или многоугольник водоросли символизируют чистоту природы.

В европейском искусстве (в том числе моде) встречается заимствование элементов культуры средневекового Китая. Сюда относится и вышивка шелком, которую применяют не только для создания картин. Техника широко используется для декорирования одежды и предметов интерьера. Вышивкой украшают платья, блузы (покрой которых также вдохновлен традициями Китая) и другие вещи. Часто орнаменты применяются в декоре обычной одежды, созданной по европейским фасонам, для придания большей эстетической утонченности.

Сюжетно-образный аспект у западных дизайнеров нередко принимает более привычный для местной публики вид, обходясь без мифологических животных (драконы, птица фэнхуан и т.д.) и иероглифических надписей. Очень распространены стилизованные растительные мотивы – бамбук, персиковые деревья, магнолия.

Еще одна сфера использования шелковых орнаментов – отделка аксессуаров и предметов домашнего интерьера. Узор и стилистика подбираются в соответствии с особенностями основы. К примеру, на сумках вышивают яркими нитками изображения с крупноразмерными деталями. Проявляют интерес к китайским орнаментам и европейские дома высокой моды. Иногда на показах можно встретить моделей, представляющих одежду, украшенную такой вышивкой.

Голос редакции
Матрёна
Фанатка вышивки и шитья
Задать вопрос
Сложными и утонченными работами прославилась вышивальщица Жень Хойсянь. Большую часть жизни она посвятила созданию узоров шелком по шелку, а свои последние работы закончила в 87-летнем возрасте. В 1950-е годы она придумала «смешанную» технику, вдохновляясь методиками современного изобразительного искусства. Соотечественники прозвали вышивальщицу «мастером святой иглы».

При желании сделать вещь с китайским орнаментом можно приобрести один из специальных рукодельных наборов. Схемы в них представляют собой растительные и иные узоры в характерной стилистике. Следует учитывать, что шелковые нити и ткани отличаются капризностью, работа с ними требует внимательного и бережного подхода.

Техники и стили

Предпочитаемые орнаменты и цветовые решения варьируются в зависимости от региона. На основании этого принято выделять четыре главные школы, каждая из которых характеризуется собственным стилем работы.

  1. Школа Юэ, берущая начало на территории, в колониальный период именовавшейся Кантоном. Одна из ее особенностей – использование ярких чистых цветов (насыщенного синего, золотистого и т.д.) и обилие контрастов. Очень распространенным мотивом являются изображения птиц. Они встречаются одиночно и в виде больших скоплений, насчитывающих сотни особей. Иногда птицы имеют длинные сверкающие хвосты. Используются в картинах и настоящие перья. Другие популярные изображения – омары, рыбки, цветочные композиции, растения (например, бергамот). В отличие от других направлений, эффект трехмерности для работ Юэ нехарактерен.
  2. Школа Сян, названная в честь реки, текущей на территории провинции Хунань. Основные особенности – крупногабаритные изображения (особенно часто встречаются большие кошки и птицы), мягкая гладкая поверхность, размер стежков как средство акцентирования. Часто узор наносится на обе стороны ткани, благодаря чему вышитую одежду можно носить изнанкой наружу.
  3. Школа Шу, появившаяся в провинции Сычуань. Первые сведения о работах в этом стиле относятся ко временам, когда вещи с вышивкой были роскошью и имелись только в домах монарших особ. Во времена правления династии Цин мастерство получило широкое распространение. В отличие от некоторых других школ, тяготевших к сочным ярким цветам, здесь используются решения, соответствующие окраске изображаемых объектов в реальности. Еще одна особенность – применение нитей разной толщины и специальное изменение этого параметра для достижения художественных эффектов. Изображаются обычно пейзажи и фольклорные сюжеты. Часто можно встретить на полотнах панд и карпов, которые в изобилии обитали в этой местности. Такой вышивкой часто оформляют платочки, скатерти, постельное белье.
  4. Школа Су, чье название происходит от южного поселения Сучжоу. Ее изделия отличаются высокой детализацией и тщательностью проработки. Часто в композициях использовались растительные мотивы, особенно цветы и деревья. Их изображения на полотнах обладают высокой реалистичностью. К техническим особенностям относятся большая плотность рисунка и плавность переходов оттенков. Линии отличаются тонкостью и аккуратностью. В этой технике выполняются и двусторонние картины. Смешение нитей позволяет достичь богатства оттенков.

В ХХ веке стали появляться новые стили работы. Во многом это связано с переработкой мастерами явлений европейской культуры. К примеру, в 1930-е годы Ян Шоуюй придумал технику произвольного стежка. Метод позволил творчески использовать наложение вышитых слоев, чтобы получить тот или иной художественный эффект. Для работы этим способом требуется еще большая усидчивость. Вместе с тем, он позволяет сделать изображения на полотнах более живыми, а цвета – глубокими. Появление новых направлений дало возможность реалистичного воспроизведения на вышиваемых полотнах фотографических и живописных произведений европейского искусства.

Советы
Сервисы
Где купить

Поделиться в соц.сетях:
Выпуск статьи
Азаренко Михаил
Редактура статьи
Рыбакова Александра
Выпущено статей
147
Плохо
0
Хорошо
0
Супер!
0
Комментарии
  1. Ангелина

    На мой взгляд, китайская вышивка шелком по шелку — одна из самых сложных по исполнению, но вместе с тем и одна из самых красивых. Это уже настоящее искусство, невозможно оторвать глаз!

  2. Роман

    Просто не верится, что такие вещи сотканы, а не нарисованы. Я просто хочу выразить восторг, это настоящие предметы искусства, точно можно приравнять к написанию картин или книг!

  3. Светлана

    Очень люблю заниматься рукоделием, на китайскую вышивку натолкнулась случайно и очень впечатлила красота и необычность рисунка, перерыла интернет что бы получше узнать о таком методе. И на свое удовольствие натолкнулась на эту статью. Очень все подробно, можно посмотреть. Буду теперь учиться и украшу все, что можно таким способом. Очень красиво.

Добавить комментарий
Прикрепить фото [до 3-х шт.]
Выберите лишнее изображение, чтобы отправить комментарий