Что такое пирография и история её возникновения

Что такое пирография

Пирография – это древнее декоративное искусство, более известное в названии как выжигание по дереву. С помощью раскаленного инструмента на предварительно подготовленную поверхность наносится рисунок методом прожигания. Термин происходит от двух греческих слов: «pyr» (огонь) и «graphos» (письмо).

Выжигание по дереву: история возникновения

История возникновения выжигания по дереву началась с термина «пирография», который появился в Англии в конце 19 века, когда для украшения мебели и создания декора активно стало использоваться специальное металлическое приспособление, называемое «горячей кочергой».

Использовать огонь для творческих целей люди начали почти сразу, как научились самостоятельно добывать его. Изначально это были рисунки кусочком угля, после человек догадался разогревать на открытом огне иглы, клейма, и с их помощью наносить рисунок.

Первые приборы для выжигания стали появляться столетием позже. Они представляли собой нечто, напоминающее аэрозольный баллон, который заполнялся бензином или спиртом. С помощью груши в баллончик нагнетался воздух, в результате чего пары жидкости поступали во вторую резиновую трубку с платиновым наконечником. При соприкосновении с платиной пары воспламенялись и разогревали наконечник.

Промышленное производство пирографов началось в 1973 году. С этого времени пирография стала известна всем; во многих школах на уроках труда дети занимаются выжиганием. Но несмотря на популярность и удобство пирографов, всё ещё есть люди, считающие творчеством только работу с более старыми инструментами.

Если вы только учитесь выжигать, рекомендуем почитать нашу статью выжигание по дереву для начинающих

Виды выжигания по дереву

Контурное выжигание

Контурное выжигание по дереву подходит для начинающих. В этом виде выжигания на древесину наносится только контур рисунка. Техника чем-то напоминает рисование карандашом на бумаге, так как ручку пирографа держат таким образом, чтобы поверхности касался только самый кончик наконечника. Этим способом удобно делать надписи, а освоив прием, можно переходить к выжиганию контуров методом штриховки, что выглядит более интересно.

Силуэтное выжигание по дереву

Суть силуэтного выжигания по дереву – полная «заштриховка» людей, животных, растений. Как правило, создают гладкую черную поверхность без сильных ям, царапин, белых пятен. Более продвинутый уровень в данной технике – движения пера с разной скоростью и силой нажима. Это позволяет создать разные оттенки на поверхности – от чуть заметного бежевого до чёрного, что придаёт объема готовому изделию.

Вторая разновидность силуэтного выжигания – негатив. В этом варианте силуэт рисунка остаётся вовсе не тронутым или слегка задетым иглой пирографа, а фон прожигается равномерным чёрным цветом.

Светотеневое выжигание

Этот вид сочетает две предыдущие техники и основывается на понятиях светотени. Необходимо не только выжечь контур объектов, но и заполнить их объёмом, учитывая законы распространения света в пространстве. Для передачи текстуры материала используются разные штриховки и приёмы тушевки.

Выделяют два подтипа:

  • Плоское выжигание по дереву. Фон и изображение в этом случае находятся на одном уровне поверхности. Выразительность рисунку придает разнообразие штриховых линий.
  • Глубокое выжигание по дереву. Фон в этой технике несколько углубляют вглубь рисунка. Для этого используют специальный ножевидный штифт. Расположив его плашмя, кусочки древесины как бы срезают, стараясь при этом создать ровную поверхность без ям и волн.

Необычные техники

  1. С помощью открытого пламени паяльной лампы. Сначала фон будущего рисунка равномерно обжигается, следом приступают к созданию рисунка.
  2. Выжигание солнечным лучом. Для работы необходима яркая солнечная погода и увеличительное стекло. Луч солнца направляют на контур будущего рисунка, и передвигают по поверхности. Для изменения силы луча используют линзы разного диаметра: чем больше линза, тем сильнее будет эффект. При работе рекомендуется надеть солнцезащитные очки.
  3. Использование силы трения. Если к готовому изделию во время его вращения приложить кусок твёрдой древесины, то его верхний слой обуглится за счёт силы трения. Это нельзя назвать полноценной техникой выжигания, но такой метод подойдёт для создания  волнообразных полос.

Выбор прибора для выжигания по дереву

Выделяют два типа выжигателей по дереву: с твёрдым пером (паяльниковый) и с пером по типу петли (петельный, с нихромовой проволокой).

Паяльниковые выжигатели

Устройство выполнено по типу паяльника, наконечник которого сделан из латуни. Внутрь помещается нихромовая проволока. Этот вид более подходит для детей и начинающих, является более популярным.

Плюсы и минусы:

  • Цена набора 500-1000 рублей.
  • Долговечность.
  • Удобство при смене насадки.
  • Паяльниковые выжигатели подходят для создания теней, градиентов, линий и завитков.

  • Нагрев и остывание по 3-5 минут.
  • Большое расстояние от руки до рабочей поверхности, тяжелая ручка.
  • Невозможность изменить температуру.
  • Сложности в случае поломки и необходимости ремонта.

Петельные выжигатели

Считаются более профессиональными, наконечник сделан из нихромовой проволоки. В комплекте к прибору идут запасные иглы, подходящие как для замены сломавшейся, так и для создания петель другой формы.

Плюсы и минусы:

  • Нагрев и остывание наконечника за несколько секунд.
  • Регулятор мощности, позволяющий искусственно уменьшать силу выжигания.
  • Ручка удобной формы легко и комфортно располагается в кисти.
  • Тонкое перо позволяет создавать более изящные узоры.
  • Возможность замены петли на другую форму.

  • Стоимость только пирографа от 1500 рублей.
  • Необходимость периодической замены иглы, так как петли изнашиваются и перегорают.
  • Выбор техники ограничен формой петли.

Про приборы мы подробно писали в статье какой выжигатель и набор для выжигания выбрать

Какое дерево подходит для выжигания

 

Для выжигания лучше всего подходит дерево пиренейской сосны, но в России её найти не легко. Поэтому рекомендуется выбрать клён, светлые сорта орехового дерева, дуб. Также иногда используют липу, каштан и грушу. При выборе дерева для основы необходимо учитывать два фактора: количество смол и дубильных веществ и цвет.

Слишком смолистая поверхность затрудняет прохождение штифта, в результате чего на готовом рисунке появляются волны и линии, а сам шрифт имеет неравномерную толщину. К тому же смольные вещества загрязняют наконечник и приходится проводить тщательную чистку. Это даже может стать причиной поломки.

Цвет в свою очередь важен для выразительности готового рисунка. Чем светлее изначальный фон, тем более изящным получится результат. На слишком тёмной поверхности изображение может и вовсе потеряться.

Также важно обратить внимание на отсутствие сучков на поверхности, её сухость, чистоту и однородность натурального цвета дерева.

Подготовка основы

Этапы подготовки основы:

  1. Древесину необходимо очистить с помощью наждачной бумаги и цакли.
  2. После чистки приступают к шлифовке с помощью плотной тряпочки, смоченной меловым порошком, разведенным водой.
  3. Процедуру повторяют не менее 2-3 раз. Это позволяет избавиться от всех неровностей, сделать поверхность ровной и гладкой.

Правила и советы при выжигании

Практикуется выжигание сразу на основе, без нанесения контуров. Но начинающим всё-таки рекомендуется переносить эскиз с помощью карандаша или копировальной бумаги.

Кстати, мы подобрали для вас более 170 различных рисунков для выжигания

Не спешите подносить перо выжигателя к древесине сразу, необходимо чтобы оно тщательно разогрелось (изучите инструкцию). При первом использовании нового прибора лучше потренироваться на «черновике», чтобы понять силу и необходимое время нажима.

Начинать выжигание лучше с внешних линий, постепенно переходя к рисунку. Второстепенные детали выжигаются в самую последнюю очередь.

Не перескакивайте с одной части работы на другую, заполняйте весь рисунок постепенно.

Пирография – одновременно простое и сложное искусство. Простота его заключается в том, что на первых этапах вам не требуется ни знаний, ни умения рисовать — выжигать таким образом может любой школьник.

Сложности же начинаются, когда вы решите перейти на новый уровень и научиться создавать художественные картины. Такая работа требует обучения и практики, но и результаты её выглядят восхитительно. А ведь создавались они с помощью одного только раскалённого наконечника.