Заказать набором
Важно. Мы комплектуем только наборы для вышивки крестом: нарезка мулине DMC, канва, печать схемы

Как выжигать по дереву для начинающих

Что такое выжигание по дереву

Выжигание по дереву (пирография) — это искусство, заключающееся в декорировании деревянных изделий методом выжигания.

Основой для пирографии может быть любое деревянное изделие: шкатулка, панно, доска, матрёшка, украшения и др. Также можно использовать спил дерева.

Процесс выжигания осуществляется с помощью специального инструмента — электрического паяльника-выжигателя (пирографа). Меняя насадки, а также регулируя температуру и силу нажатия, можно создать реалистичные изображения.

Инструменты и материалы для выжигания по дереву

В продаже имеется большой выбор готовых наборов для выжигания, которые подойдут новичкам. Как правило, готовый набор содержит следующие материалы:

  • деревянные доски с нанесёнными на них эскизами;
  • несколько пустых досок для создания своих рисунков;
  • прибор для выжигания (со сменными насадками или без них).

Про приборы мы подробно писали в статье какой выжигатель и набор для выжигания выбрать

Для создания первых картин этих предметов будет достаточно. Если же вы планируете создать собственный шедевр, не используя готовый набор, вам потребуются:

  • основа (любое деревянное изделие, на котором будет нанесен рисунок или орнамент).
  • копировальная бумага, с помощью которой можно перенести желаемое изображение с листа на деревянную основу;
  • карандаш (его можно использовать и при копировании, и при нанесении оригинальных рисунков);
  • ластик;
  • пирограф;
  • плоскогубцы (для смены насадок);
  • воск или лак (готовые изделия рекомендуют покрывать для более привлекательного вида).

Могут понадобиться различные наконечники для прибора: игловые, клиновидные, конические, если они есть в комплекте.

Подготовка рабочего места

Прежде чем выжигать, надо подготовить рабочее место.

  1. Подготовьте все необходимые материалы, разместите их на рабочем столе.
  2. Позаботьтесь об освещении. Если естественного света недостаточно, включите настольную лампу.
  3. Откройте форточку или окно, чтобы проветривать помещение, либо включите вытяжку (если работаете на кухне), вентилятор (в этом случае потребуется респиратор).
  4. Выберите эргономичный стул.

Техники выжигания по дереву

  • Контурная техника. Рисунок, а также надписи и орнамент выжигаются только по линиям. Такой способ лучше всего подойдет новичкам.
  • Силуэтная техника. Изображение создается с помощью выжигания фона. Таким образом, сам рисунок остается нетронутым.
  • Художественная техника совмещает два способа. Подойдет для профессионалов или опытных создателей рисунков по дереву. При таком способе выжигаются все детали рисунка. Сила нажатия наконечником и температурный режим регулируются насадками (жалом).

Кроме традиционного выжигания, существует еще несколько альтернативных методов.

  • Выжигание кислотой. На дерево наносят тонкий слой воска, процарапывают контуры, а потом выжигают изображение химическим средством.
  • Пиротипия. Рисунок выполняется раскаленным штампом-печатью, на котором вырезан рельефный объемный рисунок.
  • Выжигание электричеством. Изображение создают с помощью электролитов, а затем пропускают по «линиям» электроток.
  • Выжигание лазером. Этот способ подходит для создания больших картин с четкими линиями, так как лазерный луч управляется компьютерной программой.
  • Выжигание солнцем. Это самый старый, но при этом сложный метод. Солнечные лучи фокусируются с помощью лупы в одной точке на деревянной заготовке. Качество рисунка при таком способе низкое, так как практически невозможно регулировать толщину линий, их оттенок. Точное попадание в контуры тоже затруднительно.
  • Гильоширование. Выжигание по ткани по специальному трафарету.

Возможно, купить выжигатель у вас не получится. Тогда можно сделать выжигатель по дереву своими руками

Выбираем и переносим рисунок на заготовку

Для выжигания подойдет любой рисунок, но новичкам лучше всего выбрать тот, который можно выжигать контурным методом. Проще всего в плане подготовки материалов, но дольше всего по времени и сложнее нарисовать рисунок на доске самостоятельно.

Кстати, мы подобрали для вас более 170 различных рисунков для выжигания

Если же вы хотите перенести на доску готовый рисунок, вам потребуются различные материалы в зависимости от способа переноса. Способы бывают разные:

  • С помощью копировальной бумаги (на доску помещается копирка с листом, на который нанесен рисунок, контуры обводятся карандашом).
  • Графитовый оттиск (обводятся контуры рисунка, лист переворачивается лицевой стороной и прикладывается к основе, с помощью сильного нажатия контуры отпечатываются на основе).
  • Термический перенос (изображение, распечатанное на порошковом принтере, кладется тыльной стороной на основу и проглаживается утюгом).
  • Перенос изображения с помощью уайт-спирита или ацетона (рисунок, распечатанный на ксероксе или лазерном принтере, прикладывается рисунком к дереву и протирается ватным диском, смоченным в растворе).
  • Техника декупажа (деревянная основа смазывается клеем ПВА, прикладывается картинка, распечатанная в зеркальном виде, прижимается жестким валиком, после высыхания клея бумажные слои постепенно снимаются: сначала губкой, затем руками).

Более подробно о всех техниках читайте в статье как перенести рисунок для выжигания.

Выжигание по дереву для начинающих: пошаговый мастер-класс

В качестве тренировки выберем несложный рисунок. С помощью контурного выжигания создадим наш шедевр.

  1. Сначала прорисовываем контуры рисунка мягким, незаостренным. Берем пирограф с большой рукописной насадкой с закруглённым кончиком обводим линии рисунка, без детализации. Насадку держим под наклоном, но не прижимаем к доске.
  2. Не меняя насадки, рисуем контуры волн.
  3. Далее приподнимаем немного насадку и выжигаем птиц на небе.
  4. Насадкой-листочком для теневой графики выжигаем крону дерева. Поворачивая с одной стороны на другую, прорисовываем все листья. Боковой частью затеняем края листочков.

  5. Насадкой с закруглённым кончиком выделяем основание ветки. Линии ведем медленно, чтобы они получились темными.
  6. Универсальной насадкой-ножом выжигаем кору. Для этого поворачиваем острой стороной вверх, прижимаем тыльную сторону острия к доске и сильным нажатием проводим волнистые линии.
  7. Снова берем насадку с круглым кончиком и прорисовываем фактуру коры по краю дерева. Для этого прижимаем кончик и держим его достаточно долго, чтобы получить темные линии, расположенные их близко друг к другу.
  8. Выжигаем и ветки дерева, прижимая острый край для создания более тонких штрихов.
  9. Справа делаем второй ряд штрихов, но насадку держим на одном месте не так долго, для того чтобы получились более светлые и менее рельефные штрихи. Делаем штрихи одинаковой длины. Повторяем с другой стороны дерева, получаем объёмный рисунок коры с плавным переходом от тени к свету.

  10. Насадкой для теневой графики выполняем контуры кота. Ребром проводим тонкую линию шпаги.

  11. Делаем плавный изгиб эфеса шпаги с помощью насадки-листа. Ею же вырисовываем ручку шпаги и делаем завиток.

  12. Острым концом выжигаем ушки.
  13. Используя острый край и боковую часть, выполняем штриховку пространства между ушками.

  14. Теперь наносим штрихи вниз от уха, имитируя шерстку кота с помощью рваных линий.
  15. На изгибе штрихи делаем по окружности, располагаем штрихи по нижнему краю близко друг к другу, а по верхнему – на небольшом расстоянии. Между спиной кота и правой лапой оставляем белую, не заштрихованную полоску. На хвосте штрихи делаем под наклоном, чтобы хвост получился пушистым.
  16. Перо на берете Кота тоже выжигаем насадкой-листочком, не сильно нажимая на нее. На поворотах линию немного утолщаем. Ребром проводим короткие линии, чтобы получился рисунок пера. Корректируем линии воротника. Острием делаем кружевной узор.

  17. Ребром насадки-листочка рисуем годовые кольца на мостках. Сначала выжигаем небольшой тёмный овал, вокруг рисуем овалы побольше. Утолщаем линии на изгибах. Выжигаем изогнутые линии там, где уже нет места для овалов.


  18. На торцах мостков рисуем небольшие штрихи.
  19. Рисуем камни. Ребром делаем темнее песок между камнями.
  20. Основанием насадки-листочка можно сделать окантовку доски. Для этого прижимаем к краю доски все основание и плавно проводим вдоль края.
  21. С помощью рукописной насадки с закруглённым концом рисуем воду. Заштриховываем углубления между волнами. Выжигатель при этом ведем медленно, делая плавные изгибы. Штрихи выжигаем рядом друг с другом.
  22. С помощью насадки-ножа выжигаем ножны для шпаги. Для этого прижимаем кончик ножа к острию ножен и ставим его целиком Проводим прямую линию к эфесу шпаги. Делаем с другой стороны и получаем вытянутый треугольник, который потом затемняем. Таким же образом создаем основание удочки.

  23. Наша картинка готова.

Финальная обработка изделия

Готовую картину обрабатывают наждачкой, убирая лишние угольки. При желании изображение можно раскрасить карандашами, красками или фломастерами. Готовую картину можно покрыть лаком, парафином или воском. Парафин или воск предварительно растапливают.

Техника безопасности

  • Работать только исправным, неповрежденным прибором.
  • Проветривать помещение.
  • Не наклоняться близко к месту выжигания.
  • Не оставлять прибор на столе включенным в сеть.
  • Не прикасаться к наконечнику пирографа.
  • Не допускать прикосновения раскаленного прибора к предметам одежды, мебели, текстиля и др.
  • Класть прибор только на специальную огнеупорную поверхность, если таковая имеется.
  • Менять насадки только с помощью плоскогубцев.

Официальные требования к технике безопасности.

Советы и нюансы для начинающих

  • Начиная работу, слегка подуйте на наконечник, тогда начало линии не будет отличаться от остальной ее части.
  • Контуры старайтесь выполнять одной линией.
  • Ведите наконечник медленно и плавно.
  • Делайте штрихи одной длины.
  • Регулируйте температуру, в зависимости от желаемого оттенка.
  • Не нажимайте слишком сильно, иначе линия получится слишком глубокой и темной.
  • По мере загрязнения очищайте наконечник от нагара в процессе работы. Для этого подойдет металлическая губка для мытья посуды.
  • Тонкие линии рисуйте быстро, широкие медленно.
  • Для получения плавных переходов тона в пределах одной линии от светлого к более темному можно использовать настольный или ручной вентилятор, который будет остужать наконечник.

Поделиться в соц.сетях:
Выпуск статьи
Азаренко Михаил
Редактура статьи
Рыбакова Александра
Выпущено статей
328
Плохо
0
Хорошо
0
Супер!
0
Добавить комментарий
Прикрепить фото [до 3-х шт.]
Выберите лишнее изображение, чтобы отправить комментарий