Что такое владимирская вышивка гладью: мастер-класс для начинающих
Владимирская вышивка – это разновидность старинной глади, появившаяся на территории Владимирской области несколько столетий назад. Классические узоры этой вышивки относятся к народным и сохраняются как представляющие культурную ценность.
- Статья
- Советы
- Сервисы
- Материалы
Что такое владимирская гладь
Впервые владимирская гладь появилась еще во времена Владимиро-Суздальского княжества в 11-12 веках. Она характеризует уровень прикладного искусства этой эпохи и показывает, что уже в этот период расшитая одежда имела особое значение. На обнаруженных фрагментах тканей с вышивками были найдены золотые и шелковые нити, что указывает на материалы, традиционно применяемые для владимирской глади. Таким способом расшивались праздничные одежды, сшитые из дорогих тканей. Работа доверялась только особо искусным мастерицам.
Большое количество растительных орнаментов, а также солнце, луна и птицы традиционно присутствуют в узорах, которые сохранились до сегодняшнего дня. Преимущественно использовались белый и красный цвет, иногда добавлялись желтый, голубой, зеленый. Данная вышивка унаследовала классические узоры и приемы золотого шитья и соединила их со славянскими мотивами.
Сегодня владимирские узоры применяются для декора одежды, сумок авторского производства, постельного белья, скатертей, салфеток и диванных подушек. Также иногда ими украшают рушники и шторы.
Владимирская гладь признана традиционно российским видом рукоделия, как оренбургские платки, вологодские кружева, хохломская роспись. Все эти прикладные промыслы являются наследием русской культуры, поэтому сохраняются и поддерживаются.
Особенности вышивки и применяемые швы
Главная особенность владимирской вышивки – она практически односторонняя, на изнаночной стороне ниток совсем мало. Техника появилась в момент развития золотого шитья, когда для создания узоров на одеждах богатых людей использовали ценные нити. Они были дорогими, поэтому расходовались экономно. Из-за этого владимирская вышивка имеет на изнанке минимальные, едва заметные стежки, а на лицевой – длинные.
Во владимирской вышивке применяется целый ряд стежков.
- Гладь. Стежки значительной длины. Они кладутся на лицевой стороне и не имеют перетяжек на оборотной.
- Двухсторонняя гладь. Используется крайне редко, появилась в таких узорах относительно недавно. Традиционно этот прием во владимирской вышивке не использовался.
- Гладь с настилом. Служит для создания более выпуклых элементов узора. Точно неизвестно, присутствовал ли прием в классическом варианте.
- Внахлест. Эти стежки бывают нужны для заполнения крупных пространств между элементами или внутри них.
- Козлик. Схож с крестиком, но перекрещиваются стежки не по центру.
- Стебелек или стебельчатый. Им прошивают тонкие линии и контуры элементов. Чаще всего так вышивают стебли травы и цветов.
- Вперед иголку. Применяется для контуров узоров, а также как база при вышивке в настил.
- Накладные сетки. Такие швы применяют для заполнения областей внутри цветов в растительных узорах. Швы при этом могут быть выполнены в форме квадратов, треугольников или полос. В местах пересечения длинные стежки традиционно закрепляются крестиком. Кроме прочности, это придает узору дополнительную декоративность, делая зашитую область более насыщенной различными элементами.
Инструменты и материалы
Для вышивки требуется приобрести необходимые материалы и инструменты, которые будут соответствовать друг другу и подходить для данной техники.
- Основа. Вышивают владимирской гладью по ткани, а не канве. Лучше использовать льняное полотно с равномерным переплетением нитей, что обеспечит ровность стежков. С традиционными узорами особенно привлекательно выглядит неотбеленный.
- Нитки. Использовать можно мулине или шелковые нити. Иногда выбирают шерсть, но этот материал нельзя назвать традиционным для владимирских узоров.
- Иглы. Их размер должен соответствовать вышивальным ниткам и ткани основы. Конец иглы должен быть острым, а не закругленным, как у гобеленовых. Если опыт не позволяет определить, какой толщины инструмент необходим, можно посмотреть специальные таблицы соответствия в нашей статье про иглы для вышивания.
- Копирка (копировальная бумага). Используется для перевода узора на ткань. Рисовать по материи намного сложнее, чем по бумаге. Поэтому готовый узор стоит именно переводить на материал основы, а не пытаться изобразить его сразу на полотне.
- Пяльцы. Вышивать на ткани, которая не имеет сильного натяжения, не получится. Стежки будут слишком тугие, затягивающие основу и вызывающие появление на ней складок. Для больших работ лучше выбирать раму, а для небольших – классические круглые пяльцы.
Схемы для владимирской глади
Схемы для вышивки владимирской гладью обычно имеют только контур узора, который надо перенести на ткань. Вышивая цветы, длинные стежки, образующие лепестки, стежок кладут от контура к середине. Листья зашивают короткими стежками, направленными по диагонали. При этом вначале прошивается одна сторона листа, а после вторая.
Моя мама — большая рукодельница, ей нравится вышивать в технике владимирской глади, она достаточно сложная, но результат того стоит, однозначно. Фото выше говорят сами за себя.
Я в начале руководствовалась советами из другого источника, но там всё как то не то, а здесь автор всё просто и доступно объясняет и показывает, вышивка стала получаться и схемы эти нравятся, очень красивые.